История создания
Изначально стояла задача наладить эффективное управление персоналом российских организаций на уровне ведущих зарубежных компаний. В течение нескольких лет происходил поиск решения этой непростой задачи. Разрабатывалась система мотивации персонала с учетом особенностей российского менталитета. Данная система получила название «Рациональная модель трудовых отношений».
Когда решение было найдено, стало понятно, что сделано серьезное открытие – создана мыслящая, самоорганизующаяся и самообучающаяся система. В конечном счете, разработанная система управления получила название Рациональная модель трудовых отношений «Искусственный Управленческий Интеллект». Первое практическое внедрение состоялось в 1995 году.
Первое упоминание об Искусственном управленческом интеллекте было опубликовано в 1996 году
в журнале «Эксперт» № 27 стр. 22-26; второе упоминание в 1997 году в книге В.Бовыкина «Новый менеджмент» стр. 4, 17, 257, 259; третье – в 2004 году во втором издании книги «Новый менеджмент» стр. 257; четвертое – в журнале «Секрет фирмы» № 20 (59), 2004, стр. 64-67. Но все эти упоминания носили информационный характер, говорилось о создании мыслящей, самообучающейся
и самоорганизующейся системы, что она успешно работает на практике. При этом при внедрении системы на предприятиях название «Искусственный управленческий интеллект» не использовалось, так как долгое время не было научной теории Искусственного Интеллекта. Развитие теории происходило целых 15 лет и было завершено к 2011-ому году. До этого времени внедрение системы происходило под брендом «AMS».
Итак, сначала была создана практическая модель мыслящей системы, было получено много (сотни) положительных результатов на практике, но не было полной законченной теории. И это было проблемой. «Эксперимент вообще ничего не значит, пока он не интерпретирован теорией» – известно высказывание выдающегося физика Макса Борна. Объявлять о создании Искусственного интеллекта было преждевременно. На самом деле, и это понятно, создать научную теорию Искусственного интеллекта, работающего на практике, очевидно – нетривиальная задача.
История термина «Искусственный Интеллект» началась в 1956 году. Именно тогда на конференции
в Дартмутском университете (Ганновер, США) Джон Маккарти ввел термин Artificial intelligence (Искусственный интеллект), определяющий разумную, мыслящую машину. Почти сразу амбициозная задача создания искусственного интеллекта увлекла тысячи ученых из многих стран мира. Поэтому Искусственный интеллект на рубеже XX и XXI века рассматривался в многочисленных книгах
и публикациях исключительно с позиции компьютерного разума, математических методов
и вычислений. И такой литературы было огромное количество. Весь мир словно сговорился,
что Искусственный интеллект — это и есть машинный разум. Других вариантов даже
не подразумевалось. Все это сбивало с толку, так как новая мыслящая система, прежде всего,
была связана с социальной психологией. Компьютер здесь используется лишь как вспомогательное счетное устройство.
Таким образом, во внешнем информационном поле всё крутилось вокруг компьютера, математических методов и вычислений. В таких условиях трудно было по-новому объяснить природу Искусственного интеллекта.
Объяснить с совершенно другой точки зрения.
Но с 1956 года, с появления термина «Искусственный интеллект», к 2010 году так и не была
на практике создана думающая машина, и теория машинного разума подошла к кризису.
Теория машинного разума перестала доминировать и объективно начала распадаться
на различные теоретические направления, в том числе, сама теория «разумной машины», нейронные сети, мультиагентные системы и т.п.
Основная проблема теории машинного разума состоит в том, что за более чем полувековой период времени «машинный интеллект» на практике так и не был создан. Более того, вопрос возможности создать мыслящий компьютер
до сих пор остается исключительно теоретическим.
С Искусственным Управленческим Интеллектом все было наоборот. Была накоплена богатейшая практика – сотни успешных внедрений интеллектуальной системы управления в организациях,
не доставало лишь ясной, завершенной теории. Получались превосходные результаты, но не было полного их обоснования. В процессе создания теории Искусственного интеллекта были проведены всесторонние исследования в области социальной психологии трудовых коллективов, изучена действенность систем управления в условиях различных национальных менталитетов, проанализирован опыт транснациональных компаний по созданию эффективных филиалов
за рубежом и т.д. И только когда накопилась критическая масса в теории и практике,
всё стало понятно и объяснимо.
По всем определениям создан настоящий Искусственный интеллект.
Он соответствует не только понятию «искусственный» (целенаправленно созданный человеком), но и понятию «интеллект», т.к. основа его –
природное коллективное мышление группы людей. Название «Искусственный Управленческий Интеллект» также позволяет дистанцироваться от понятия «Искусственный интеллект», определяющего компьютерный разум, который невозможно создать.
Научное обоснование опубликовано в рецензируемых журналах Российской академии наук (РАН):
«Психология и психотехника», № 11, 2011, С. 43-49
«Философия и культура», № 8, 2012, С. 96-105
Получены семь рецензий докторов наук (докторов физико-математических, экономических, технических, философских, психологических наук) на теорию Искусственного Интеллекта
и научно-практическую работу Рациональная модель трудовых отношений «Искусственный управленческий интеллект».
Таким образом, с 2011 года существует научная теория, дающая целостное представление
о природе Искусственного интеллекта и обосновывающая факт его создания. Практическим воплощением научной теории является специальная интеллектуальная система управления организациями в условиях различных менталитетов — Искусственный управленческий интеллект. Как следствие, с 2011 года данная система управления официально носит название
«Искусственный управленческий интеллект».