Перейти к основному содержанию
АМИ-Систем
Научная мотивация труда. Всё остальное не работает

Интервью журналу «ЭКСПЕРТ»

Статья на сайте Эксперт - www.expert.ru

Не изменив менталитет персонала, невозможно повысить эффективность предприятий в России

Несмотря на все усилия внедрить бережливое производство, ERP, ISO, в целях повышения эффективности предприятий России, результаты часто разочаровывают. Анализ проблемы выявил, что причиной неудач является особенность менталитета российского персонала. О том, как решить данную проблему, рассказывает Владимир Бовыкин, президент компании «АМИ-Систем», доктор экономических наук, председатель Общественного объединения по повышению производительности труда в России.

–​​ Владимир Иванович, можно ли пренебрегать проблемой, связанной с особенностями менталитета персонала, работая над повышением эффективности российских предприятий?

– К сожалению, нет. Без изменения менталитета персонала все усилия будут напрасными. Докажем это на очевидных примерах. Для анализа используем открытую информацию по предприятиям  автопрома, потому что, как говорят специалисты по управлению, отечественный автопром в каждой стране является лакмусовой бумажкой уровня развития её производительных сил. Сравним производительность российских автозаводов ГАЗ, УАЗ с производительностью автозаводов, построенных в России иностранными компаниями Toyota и Volkswagen. А также сравним производителя грузовиков КАМАЗ с компанией IVECO.

– Что можно сказать о техническом оснащении автозаводов?

– Техническое оснащение автосборочных заводов России сегодня практически ничем не уступает зарубежным конкурентам – это сварочные и окрасочные роботы, конвейер, шуруповерты, гайковерты и прочее. Что также немаловажно, в последнее десятилетие на всех наших автозаводах активно внедряется Бережливое производство, ERP, ISO. Одним словом, на наших автозаводах есть ВСЁ. Поэтому сравнение эффективности будет достаточно корректным.

Вначале рассмотрим два предприятия российского автопрома ГАЗ, УАЗ и сравним их эффективность с российскими заводами японской компании Toyota и немецкой компании Volkswagen, которыми управляют иностранцы, но на которых трудятся россияне.

Для более объективного анализа проведем сравнение эффективности, используя не финансовые, а натуральные показатели за прошедший год:

Из таблицы видно, что средняя производительность на российских автозаводах 8,5 автомобилей в год на каждого работника, а на российских автозаводах иностранных компаний – 31 автомобиль в год. Если даже принять, что автомобили находятся примерно на одном уровне качества (что, к сожалению, далеко не так), производительность труда на российских автозаводах ГАЗ и УАЗ в среднем до 4 раз ниже (на уровне 25%) российских заводов под управлением Тойоты и Фольксвагена.

А теперь сравним производителей грузовиков за прошедший год

Если принять, что производимые компаниями грузовики также находятся на одном уровне качества, то производительность труда на КАМАЗЕ в 4 раза ниже (на уровне 25%) компании IVECO.

Вывод очевиден.

На российских автозаводах, которые активно внедряли Бережливое производство много лет (некоторые свыше 10 лет), производительность труда находится на уровне 25% зарубежных конкурентов. Можно ли назвать такое производство полностью бережливым? К сожалению, нет – производство НЕБЕРЕЖЛИВОЕ на целых 75% (!) 

– Почему на наших автозаводах такие низкие результаты? В России работают неэффективные руководители?

– Нет. Наши руководители ничем не уступают зарубежным.

– Может все же проблема в техническом оснащении?

– Да нет, как говорилось выше, все автозаводы по техническому оснащению сегодня практически идентичны иностранным, у всех есть и ISO, и ERP-системы. Одним словом, есть ВСЁ. Основное отставание в производительности российских автозаводов от иностранных связано с низкой (25%) производительностью труда персонала. То есть трудовые коллективы отечественных предприятий трудятся в 4 раза менее производительно, чем персонал иностранных компаний. А это указывает на отсутствие у наших предприятий основного элемента бережливого производства – нужной организационной культуры и, как следствие, отсутствие дисциплинированного и высокопроизводительного коллектива сотрудников.

Неслучайно в концепции Lean production прямо подчеркивается, что бережливое производство НЕВОЗМОЖНО без бережливой культуры, которой соответствует определенная (высокопроизводительная) организационная культура, так как главное здесь — высокая производительность труда персонала и слаженная коллективная работа. Поэтому зарубежные руководители считают эту задачу первоочередной и обязательно решают её.

Производительность зарубежных автозаводов можно представить так:

Российские руководители живут в другой парадигме: внедрение зарубежных методик (бережливого производства / автоматизации / ISО), новых технологий и оборудования воспринимается ими тождественным повышению эффективности. Но так как производительность труда российского персонала низкая – 25%, повысить производительность автозаводов России невозможно.

Производительность российских автозаводов выглядит следующим образом: 

– Такая проблема свойственна всем предприятиям России?

– Да. С отсутствием ожидаемого результата сталкиваются практически все российские предприятия, ставшие на путь повышения эффективности. Они имеют крайне низкие показатели по производительности труда (пример российского автопрома), несмотря на то, что многие годы внедряют бережливое производство, ISO, ERP, модернизируют оборудование. Главная же проблема низкой эффективности предприятий России связана с персоналом и менталитетом национальной культуры.

– Есть ли решение?

– Да, задача имеет два решения.

Первое – это методика стажировки международных компаний (Тойота, Форд, Фольксваген, Макдональдс и др.)  Международные компании создают необходимый организационный менталитет персонала в своих иностранных филиалах (в том числе, российских) через систему многомесячных стажировок трудовых коллективов в головной компании.  Во время стажировки  модель поведения персонала постепенно меняется и входит в привычку – стажеры становятся дисциплинированными и начинают работать так же производительно, как сотрудники головной компании. Метод многомесячной стажировки персонала эффективный, но очень дорогостоящий, а поэтому недоступен подавляющему большинству отечественных предприятий.  

Компания «АМИ-Систем» создала альтернативное решение данной проблемы – специальную систему управления персоналом, которая называется «Рациональная модель трудовых отношений» (РМТО). Данная система является практической моделью научной мотивации труда и позволяет изменять организационный менталитет сотрудников без каких-либо стажировок, поэтому доступна большинству российских предприятий. При использовании Рациональной модели трудовых отношений повышается дисциплина и производительность труда на каждом рабочем месте в масштабе всего предприятия любой численности и любой специализации. Она впервые открывает отечественным предприятиям путь к повышению эффективности и конкурентоспособности до уровня ведущих мировых компаний.


top