Сегодня в России мода на бережливое производство. Но в Тойоте говорят: Бережливое производство невозможно без бережливой культуры (которой соответствует определенная организационная культура), так как главное в бережливом производстве — человеческий фактор, эффективная коллективная работа. Таким образом, существует определенная последовательность - иерархия в решении задач управления
Действительно, все технологии управления можно классифицировать по трём уровням решения задач. Причем, взаимосвязь между этими уровнями следующая: Если не решена задача 1 уровня, то бесполезно решать задачи 2 и 3 уровней; если не решены задачи 1 и 2 уровней, то тем более бесполезно решать задачи 3 уровня.
Создание высокопроизводительной организационной культуры - это задача управления 1 уровня. Решить её позволяет технология стажировки персонала, а также научная мотивация труда (практическим воплощением которой является Рациональная модель трудовых отношений). В результате персонал становится дисциплинированным, исполнительным и высокопроизводительным. Сразу после решения этой задачи (задачи 1 уровня) появляется необходимость (смысл) в систематизации управления (в решении задачи 2 уровня) – в создании организационной системы управления.
Лишь после решения задач управления 1 и 2 уровней (после создания нужной организационной культуры и систематизации управления) становится актуальным решение задач управления 3 уровня, которые призваны решить следующие технологии управления: методы НОТ, бережливое производство, автоматизация, ISO, которые направлены непосредственно на повышение производительности труда на локальных рабочих местах. Действительно, они дают эффект только при наличии в организации дисциплинированного, исполнительного, высокопроизводительного персонала и систематизации управления.
Замечание. Попытки, не решив задачи 1 и 2 уровня, решить задачи 3 уровня на основе технологий управления (методов НОТ, бережливого производства, автоматизации и ISO) привели к их провалу в России. Практически ничего не изменилось. Причина банальна – была нарушена последовательность решения задач управления.