Учёные НИУ «Высшая школа экономики» пришли к выводу, что в России человеческий капитал расходуется неэффективно, потому что за мощным стартом достаточно быстро следует деградация работников. Об этом говорится в докладе «Производительность труда и российский человеческий капитал: парадоксы взаимосвязи», который цитируют «Ведомости».
Жизненный цикл знаний и навыков российского работника: мощный старт и быстрая деградация, поскольку лишь около 12% населения в возрасте 25–64 лет проходят то или иное переобучение, — говорится в докладе.
Для сравнения учёные привели европейскую статистику. Там повышают квалификацию или переучиваются в течение жизни порядка 40–60% работников.
Подсчитано, что самообразованием занимаются только 22% россиян, что в три-четыре раза меньше, чем в Европе. Российские предприятия также практически не выделяют средств на переобучение своих сотрудников. Только четыре из десяти компаний выделяют средства на повышение квалификации работников — на каждого в среднем по 14 тысяч рублей.
Российские работодатели не видят смысла в дополнительном образовании, поскольку внутренняя конкуренция слаба, инновации редки, а включённость в мировую торговлю достаточно слабая. Вместо этого компании предпочитают переманивать сотрудников у конкурентов, — считает директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон.
Экономисты предупредили, что к 2030 году Россия может столкнуться с серьёзными проблемами, связанными с человеческим капиталом из-за сокращения и старения населения и отсутствия серьёзных инвестиций в образование, науку и здоровье.
Ранее Владимир Гимпельсон назвал причины снижения заработка у людей старше 40 лет. По мнению эксперта, очень малая часть работников по достижении указанного возраста продолжает учиться и совершенствовать навыки. По его словам, в Германии или Скандинавских странах переобучается ежегодно каждый второй работник в возрасте 50–59 лет. В России — только каждый двадцатый. Так начинает снижаться производительность труда и падает заработок.
Источник: news.ru
Наше мнение о статье: Мы согласны, что переобучение персонала влияет на производительность его труда. Хотя главная проблема не в этом — в нерешённости проблемы мотивации.