Многие предприятия крупного, среднего и малого бизнеса еще с 2012 года столкнулись с тенденцией падения рентабельности. Главная причина такого явления — «ловушка среднего дохода», в которую попали все российские предприятия. Почему отечественные организации оказались в этой "ловушке" и как из нее выбраться?
Ловушка среднего дохода — ситуация в экономическом развитии, когда страна, которая достигает определенного дохода на душу населения, застревает на этом уровне. Это понятие в 2012 году ввел экономист Барри Айхенгрин из Университета Калифорнии. Он проанализировал экономики десятков стран, которые поднялись выше абсолютной бедности с 1957 года, и обнаружил, что когда их ВВП на душу населения достигает уровня между $12000 и $16000 в год, их экономика внезапно стопорится. Они застревают в нижней части полосы «доходов среднего уровня».
Проблема возникает, когда развивающиеся страны застревают посередине между экономиками с высокой заработной платой и высокой производительностью и экономиками с низкой зарплатой и низкой производительностью.
Страны, попавшие в "ловушку среднего доход", из-за роста заработной платы не в состоянии конкурировать как с развитыми экономиками с высокой производительностью труда и инновациями, так и с экономиками с низкими доходами, низким уровнем заработной платы и дешевым производством промышленных товаров.
Возможности легкого роста исчерпаны
Россия попала в ловушку средней доходности в 2014 году. Наш ВВП на душу населения в 2013 году расположился как раз на уровне $16000 в год. Это именно тот уровень, как утверждает Барри Айхенгрин, при котором страны попадают в эту ситуацию. И эта проблема, возникшая в нашей стране к 2014 году, была предсказана экономистами еще в 2012 г.
Как отмечает экономист Филип Хэнсон в новом докладе о России: "Возможности «легкого» роста экономики за счет перетока рабочей силы и капитала из низкопроизводительных секторов в более высокопроизводительные исчерпаны".
На Гайдаровском форуме в январе 2014 года Д. Медведев заявил, что Россия уже попала в ловушку средних доходов. Дешевая рабочая сила закончилась, возможности роста экономики без резкого повышения производительности труда исчерпаны. Он сказал: «Экономика зависла».
Что делать бизнесу?
Из ловушки среднего дохода нельзя вырваться с помощью макроэкономических методов. Это проблема микроэкономики – каждого отдельного предприятия в масштабе всей страны. Поэтому предприятиям нужно пересмотреть свои подходы к управлению и всерьёз заняться повышением производительности труда.
Более того, нужно учитывать следующие обстоятельства:
1) при з/плате в несколько раз более низкой по уровню издержек российские компании догоняют «западных» конкурентов.
2) качество продукции российских компаний отстает от «западных».
Кто покинет рынок в первую очередь? Те, кто в кризисное время продолжит развиваться «по-старому». Потому что в таком случае издержки будут стремительно расти, конкуренция усиливаться, а производительность труда останется той же. Это путь к убыткам. Но есть и другой путь, который компаниям нужно прокладывать уже сегодня. Чтобы вырваться из ловушки среднего дохода, следует повышать эффективность и производительность труда.
«За предстоящее десятилетие надо увеличить производительность труда в ключевых отраслях российской экономики в три-четыре раза…
Президент РФ В.В.Путин