Во всех передовых компаниях в мире повышение эффективности производится в следующем порядке:
- Решение вопроса с дисциплиной и исполнительностью персонала
- Создание организационной системы управления
- Научное организация труда / Бережливое производство / Автоматизация / ИСО
Именно такой последовательности придерживаются транснациональные компании, создавая эффективные филиалы за рубежом (в т.ч. в России). Такую последовательность в повышении эффективности необходимо соблюдать и нашим компаниям.
Подробно об этапах создания эффективных организаций
1. Установление строгой дисциплины на всем предприятии
В начале необходимо решить вопрос с дисциплиной, исполнительностью персонала. До тех пор, пока в организации нет дисциплины и исполнительности, все дальнейшие попытки что-либо улучшить на предприятии будут либо безрезультатными, либо с минимально возможным КПД.
2. Создание организационной системы управления
Как только решен вопрос с дисциплиной и управляемостью, необходимо решить организационную задачу. А именно – каждый сотрудник должен знать кто, что, как и когда должен делать в организации для решения ее задач организации.
3. Научная организация труда / Бережливое производство / Автоматизация / ИСО
После того, как решена проблема управления персоналом и решен организационный вопрос, можно приступать к научной организации труда, внедрению методов бережливого производства и автоматизации. И это действительно так – японцы, формируя концепцию бережливого производства, с самого начала были дисциплинированы и исполнительны. На предприятиях был порядок. И только потом были сформированы принципы Бережливого производства. То же самое касается и сертификации систем управления по стандартам ИСО.
О важности соблюдения последовательности
Предположим, что не решен первый этап – не решена проблема управления персоналом. Это значит, что результаты от последующих этапов будут практически нулевыми. Недаром производительность труда в РФ при всей масштабности внедрения ISO и ERP не выросла или выросла крайне незначительно. Нерешенность базового этапа приводит к сопротивлению коллектива при внедрении остальных новаций. Невозможно строить надежные стены, не сделав фундамент. Фундаментом является наличие в организации важнейшего ресурса - дисциплины и исполнительности персонала. Именно с создания данного ресурса необходимо начинать повышение эффективности организации.
Если Вы предпринимали попытки внедрить ERP, Lean Production, ISO или другую новацию в управлении, а результат так и остался далек от ожидаемого, это верный признак того, что проблема нерациональной организационной культуры не была решена. Как только будет решена эта первоочередная проблема, у Вас начнется рост производительности всей организации, и заработают все ранее внедренные технологии и новации в управлении.
Если же Вы только собираетесь заняться повышением производительности своей организации, то эту работу надо начинать с повышения дисциплины и исполнительности на своем предприятии.