Низкопроизводительная организационная культура и организационный хаос делают невозможным результативное внедрение бережливого производства в России.
Действительно, во всех передовых компаниях в мире повышение эффективности производится в следующем порядке:
- Создание высокопроизводительной организационной культуры и организационной системы управления – наведение организационного порядка.
- Бережливое производство / Автоматизация / ИСО / Новые технологии и оборудование.
Именно в такой последовательности все делают зарубежные компании, создавая эффективные филиалы за рубежом. В концепции Бережливого производства прямо подчеркивается, что бережливое производство невозможно без бережливой культуры, которой соответствует определенная (высокопроизводительная) организационная культура, так как главное здесь — человеческий фактор, коллективная работа.
То есть в бережливом производстве организационная культура первична.
Высокопроизводительная организационная культура – это плодородная почва для повышения эффективности. А бережливое производство, автоматизация, ИСО и все новейшие технологии и оборудование - это всё семена, которые дают нужный урожай (результат), если сеются в данную плодородную почву. Действительно, перед посевом люди всегда вначале готовят почву, стремясь сделать ее как можно плодороднее. Не имеет смысла сеять семена в неподготовленную неплодородную почву.
Главное препятствие для бережливого производства и всех новаций в России
Российские руководители живут в другой парадигме: внедрение зарубежных методик (бережливого производства / автоматизации / ИСО), новых технологий и оборудования воспринимается тождественным повышению эффективности. Но семена надо сеять в плодородную почву, а почвы этой у нас нет. И если будет больше семян, они все равно не взойдут. Поэтому с отсутствием ожидаемого результата сталкиваются практически все российские предприятия, ставшие на путь повышения эффективности.
Отсюда видна главная причина провала в России всех зарубежных способов повышения эффективности – это ошибочность подхода российских предприятий. Данный подход направлен на попытку посеять больше семян (методик, технологий и оборудования) в неплодородную почву (низкопроизводительную организационную культуру). Отсутствие ожидаемых результатов закономерно – низкая производительность труда и неконкурентоспособность.
Итак, перед применением любых способов повышения эффективности российских предприятий в первую очередь необходимо создать почву для этого - создать высокопроизводительную организационную культуру. Иначе все остальные усилия и инвестиции в модернизацию будут практически бесполезными (урожай от посеяных семян будет крайне незначительным).
В подтверждении о первичности организационной культуры также приведем высказывания выдающегося американского теоретика менеджмента П. Друкера и японских руководителей:
П. Друкер: «Культура ест стратегию на завтрак… Можно иметь любую стратегию, но если у персонала не принято соответствующее организационное поведение, то никакая стратегия нереализуема, а значит никаких высоких (или не очень) стратегических целей компании не достичь». То есть без изменения культуры, любые попытки (стратегии) что-либо улучшить бесполезны.
Японские руководители об этом говорят: "Необходимо, чтобы именно условия, а не управляющие заставляли персонал эффективно трудиться. Если создаются такие условия …, тогда и вложения в капитальное строительство, в передовую технологию оказываются ненапрасными и прибыль многократно увеличивается". То есть без изменения организационной культуры (организационных условий), все вложения в капитальное строительство, в передовую технологию оказываются напрасными...
ВЫВОД. Модернизировать предприятие имеет смысл только тогда, когда на предприятии создана необходимая почва для повышения эффективности - высокопроизводительная организационная культура. Только тогда появляется возможность результативного внедрения всех эффективных методик управления, успешной модернизации оборудования и дальнейшего повышения производительности труда. Иначе все инвестиции напрасны.
Но как создать высокопроизводительную культуру на российском предприятии?
Сегодня эта задача решена. Создать необходимую организационную культуру стало возможным благодаря практической модели научной мотивации труда, которая впервые делает доступной данное решение для отечественных предприятий. В результате перед предприятиями России открывается свободный путь к повышению производительности труда, эффективности и конкурентоспособности до уровня ведущих мировых компаний.