Сегодня в моде автоматизированные системы управления предприятием — ERP-системы. И это логично, так как цель хорошего руководителя – заставить работать предприятие «на автомате» и сосредоточиться на стратегических вопросах бизнеса.
Но достаточно ли одной автоматизации? Решит ли автоматизация все проблемы управления в России? И сможет ли повысить производительность труда? Ответим на эти вопросы.
Как происходит внедрение ERP-систем
Зачастую на российских предприятиях нет прозрачной и понятной организационной системы управления, уровень дисциплины и исполнительности персонала низкий. То есть система административного управления неэффективна или вообще отсутствует.
В связи с этим IT компании, предлагающие российским предприятиям ERP-системы, перед их внедрением вынуждены заниматься не своим делом – пытаться описывать работу предприятий путем создания систем административного управления, которые на отечественных предприятиях просто отсутствуют. Но их продукт и цель – система автоматизации. Поэтому административная система им нужна лишь как объект, который можно автоматизировать. Как следствие административная система создается наспех в виде некой теоретической модели, чаще всего нереально описывающей работу предприятия, которая затем автоматизируется.
В результате IT компания, вроде бы, свою работу сделала на совесть – внедрила ERP-систему. Но реальное положение вещей на предприятии при этом чаще не меняется — предприятие продолжает жить своей «бессистемной» жизнью, а автоматизированная система своей. Она не востребована персоналом, так как является чужеродной для коллектива, который не приучен к системной работе. В итоге вместо облегчения процесса управления, на что направлена автоматизация, у руководства предприятия возрастает количество проблем. Теперь появилась еще одна и очень дорогостоящая проблема — автоматизированная система, которая мало кому нужна и которой приходится заниматься, чтобы поддерживать ее жизнедеятельность.
Итак, мы вновь приходим к тому, что дисциплина, исполнительность и наличие организационной системы управление – первично. Это является базисом, ERP-системы — это надстройка над базисом. Если на предприятии нет организационной системы управления, уровень трудовой и исполнительской дисциплины низкий – то автоматизация ровным счетом ничего не даст, кроме серьезной «головной боли», связанной с ее внедрением. Как говорится, если автоматизировать хаос, получится автоматизированный хаос.
Почему ERP эффективна на Западе и в Азии
Следует признать, что автоматизация не является причиной успеха западных компаний. ERP – это инструмент, который помогает западным корпорациям быть эффективнее. Но и до появления ERP управление в зарубежных компаниях было эффективным - благодаря особенностям менталитета и организационной культуре; новация лишь позволила ускорить процедуры документооборота, быстрее получать аналитику для принятия решений, еще выше поднять производительность организаций.
Эти системы уже много лет успешно внедряются и работают на Западе, потому что персонал западных компаний изначально настроен на производительный коллективный труд. Поэтому сотрудники заинтересованы во внедрении информационных и аналитических систем и способствуют этому.
Что необходимо сделать для повышения эффективности российского предприятия
Вначале необходимо решить вопрос с дисциплиной, исполнительностью и управляемостью персонала организации. Пока данный вопрос не решен, все дальнейшие попытки что-либо улучшить будут либо безрезультатными, либо с минимально возможным КПД.
Как только решен вопрос с управляемостью, необходимо решить организационную задачу. А именно – каждый сотрудник должен знать кто, что, как и когда должен делать в организации для решения ее задач организации.
После того, как решена проблема управления персоналом и решен организационный вопрос, можно приступать к автоматизации, бережливому производству и так далее.
Почему важно соблюдать последовательность
Предположим, что не решен первый этап – не решена проблема организационной культуры и мотивации персонала. Это значит, что результаты от последующих этапов будут нулевыми или крайне низкими. Нерешенность базового этапа приводит к сопротивлению коллектива при внедрении остальных новаций. Невозможно строить надежные стены, не сделав фундамент.
Если Вы предпринимали попытки внедрить ERP или другую новацию в управлении, а результат так и остался далек от ожидаемого, это верный признак того, что проблема управления персоналом не решена. Как только будет решена эта первоочередная проблема, у Вас начнется рост производительности всей организации, и заработают все ранее внедренные технологии и новации в управлении.