Перейти к основному содержанию
АМИ-Систем
Научная мотивация труда. Всё остальное не работает

Повышение экономической массы – главная стратегия развития российских предприятий

По оценкам зарубежных экономистов, лишь 5% предпринимателей в мире разрабатывают и реализуют собственную стратегию, получая при этом прибыль выше средней, остальным (95%) такая стратегия недоступна. Для ее выработки и реализации субъекту необходимо обладать достаточной экономической массой, которая должна позволить целенаправленно и с наименьшими потерями двигаться в условиях рыночных отношений.

Экономическая масса определяется, в первую очередь, наличием реально располагаемых ресурсов организации. Именно недостаток качественных ресурсов – материальных, человеческих, организационных – не позволяет экономическим субъектам успешно разрабатывать и реализовывать стратегию даже подчас в самых благоприятных условиях внешней среды.

Экономическая масса дает возможность наилучшим образом адаптироваться к условиям динамичной и неопределенной внешней среды, неуклонно следовать стратегическому курсу.

Ресурсный подход

Роль ресурсов в стратегическом управлении принципиально важна не только потому, что без них субъект не достигнет стратегической цели. Ресурсы – это потенциал организации. Их стратегическое значение состоит, "во-первых, в заключающихся в них возможностях разрабатывать оптимальную для субъекта стратегию, во-вторых, в принципиально возможном воздействии на внешнюю среду организации, в-третьих, в специфически стратегической постановке целей субъекта".

Ресурсный подход (англ. Resource-based view) — это подход к стратегическому анализу деятельности организации, в рамках которого уделяется большое внимание специфичным для организации ресурсам и компетенциям в контексте её конкурентного окружения. Ресурсный подход был опубликован в статье Джея Барни «Ресурсы компании и устойчивое конкурентное преимущество» и стал впоследствии новым этапом в развитии конкурентного анализа.

Ресурсный подход выделяет три основные группы ресурсов организации:

  1. материальные ресурсы,
  2. человеческие ресурсы,
  3. организационные ресурсы.

Материальные ресурсы включают помещения и оборудование, технологии, финансы и доступ к сырью.

Человеческие ресурсы — компетенция сотрудников, их исполнительность и дисциплинированность, их взаимоотношения и взаимодействие.

Организационные ресурсы — система управления, система планирования, отчетности, контроля, а также формальные связи внутри организации.

Сравнение экономической массы зарубежных и российских предприятий

Начнем с зарубежных предприятий. Современные западные и азиатские компании имеют качественные и в полном объеме все три группы ресурсов: материальных ресурсов (100%), человеческих ресурсов (100%) и организационных ресурсов (100%). В результате они обладают достаточной экономической массой 100% = (100% + 100% + 100%)/3, поэтому они конкурентоспособны и эффективны.

Современные российские предприятия, в лучшем случае, имеют качественной только одну группу ресурсов – материальные ресурсы (100%), остальные две группы ресурсов не соответствуют требованиям качественного управления: качественные человеческие ресурсы (0%) и организационные ресурсы (0%). В результате предприятия обладают недостаточной (1/3) экономической массой 33% = (100% + 0% + 0%)/3. Дефицит (недостаток) экономической массы составляет 67%, поэтому отечественные организации неконкурентоспособны и неэффективны.

Несмотря на то, что многие российские предприятия приобрели достаточно современные материальные ресурсы, именно недостаток аналогичных западным компаниям человеческих и организационных ресурсов не позволяет российским предприятиям успешно разрабатывать и реализовывать рыночную стратегию. Из-за недостатка (дефицита) 67% экономической массы российские предприятия, по сути, являются недоразвитыми и неполноценными, поэтому неизбежно проигрывают в конкурентной борьбе западным и азиатским компаниям. Как следствие, российские предприятия обречены на низкую эффективность, а многие на банкротство.

Таким образом, чтобы российское предприятие получило необходимую экономическую массу и стало в состоянии конкурировать с ведущими западными и азиатскими компаниями, организации необходимо подключить еще 2 важнейших ресурса: человеческий и организационный.

При создании рациональной организационной культуры (повышении качества человеческих ресурсов) и создании логичной организационной системы управления (повышении качества организационных ресурсов) экономическая масса (потенциал) российских предприятий возрастает до трех раз. Предприятия становятся легкоуправляемыми и получают мощный импульс к развитию и повышению эффективности.

Далее, устраняя ограничения в развитии, они становятся полностью (на 100%) полноценными и конкурентоспособными по отношению к западным и азиатским компаниям. И начинают успешно развиваться на российском рынке, на голову превосходя остальных конкурентов (неэффективные российские предприятия). При этом они становятся потенциально способными выйти на зарубежные рынки.


top